Травиан – довольно жестокая военно-экономическая игра. Удивительно? Только на первый взгляд римляне, галлы и германцы мирно сосуществуют рядом друг с другом, торгуют и во всю радуются жизни на праздниках и торжествах.

Но, на самом деле все обстоит немного иначе. Как только падает защита новичка, на деревню игрока, как правило, обрушивается шквал атак, цель которых заключается в том, чтобы своровать ресурсы и перебить защитников. Затем идут более серьезные атаки, уже с использованием осадной техники. Ну и, конечно же, апогей атак на деревни игроков – атаки с целью захвата деревни-жертвы. Объединяет все типы «высокотехнологичных атак» с использование осадки (осадных орудий) одно – они в подавляющем числе случаев посылаются волнами. В данной статье постараемся разобраться, каким образом самим пользоваться этой удобной особенностью геймплея травиан и как с ней бороться.

Чтобы было проще разобраться во всех премудростях, разделим атаки по времени их предполагаемого появления в игре, т.е. раш и миддл-гейм + поздняя игра.

Раш
Разберем здесь методику ловли на возврате юнитами, имеющими одинаковые скорости, самый типичный вариант – ловля на возврате дубинок дубинками. Ничего сложного в этом нет, требуется лишь практика и удача + хороший Интернет, что немаловажно. Причем не обязательно иметь несколько Mbit, главный показатель – пинг до сервера травиан, чем он меньше, тем лучше для обороняющегося и хуже для атакера. Итак, на вас нападает сосед-герман. Его цель – ограбить деревню, но в первую очередь ему нужно убить ваших дубинок, т.к. они отнимают его фарм и угрожают его войску. Ну что ж, мотив похвальный, но мы будем бить врага его же методами, только у него не будет возможности избежать наказания (вероятность спасти армию стремится к 0).

В первую очередь, следует определить, от кого идет атака. Далее, действуем по плану:

1) находим деревню, расположенную на кратном расстоянии, т.е. 7, 14, 21 клеток (так удобней)
2) открываем дополнительное окошко в браузере, куда «вбиваем» инфу об обратке (т.е. количество войск и пункт назначения), один раз жмем ок и получаем заготовку, т.е. остается лишь нажать «ОК» и войска устремятся на обидчика;
3) открываем еще одно окно, где проделываем такую же операцию, только уже с деревней на кратном расстоянии (см. пункт 1). Когда до прихода атаки врага остается 2 мин или 1 мин, посылаем войска на кратную деревню, подкрепом ли, атакой, без разницы, они все равно будут возвращены на базу;
4) как только пройдет половина времени до атаки (с момента отправления войск) нажиманием на красный крестик, т.е. возвращаем войска на базу; что имеется в виду: если до атаки оставалась 1 мин и вы послали войска на другую деревню именно в этот момент, следует их отозвать через 30 секунд после выхода с базы, т.е. с таким расчетом, чтобы они вернулись в ту же секунду, в которую придут войска врага;
5) теперь обращаем свое внимание на первоначальную заготовку, цель в которой – деревня обидчика; в тот момент, когда войска врага прибудут к вам в деревню одновременно с вашими войсками, смело жмите ОК и посылайте атаку на врага; с первого раза это может не получиться, войска могут выйти и позже, но в любом случае у вас будет шанс отозвать атаку, если что-то пошло не так: на это еще есть в запасе 150 секунд.

Механика процесса такова: следует увести войска из деревни в момент удара, но с таким расчетом, чтобы они вернулись обратно прямо в момент атаки вражеских войск. И в эту же секунду необходимо послать пришедшие войска на врага при помощи заготовки, которую мы предусмотрительно сделали до момента нападения. Если все получилось, то наши войска паровозиком будут идти за войсками врага, только теперь вражеские войска первыми прибудут в его родную деревню, а наши прибудут туда прямиком за ними, в ту же секунду, т.е., по сути, увернуться он уже не сумеет (случай с использованием бота не обговариваем, т.к. это запрещено правилами).
Относить этот аспект к волновой теории можно условно, но механика процесса практически идентична.

Миддл-гейм и поздняя игра.
Атаки в этот период можно разделить на два типа по их цели: атака на уничтожение и атака на захват. И в первом, и во втором случаях используются осадные механизмы, но во втором случае к спец. войскам добавляются еще и сенаторы (вожди, предводители у германов и галлов соответственно). Как правило, самим атакам предшествуют массовые фейковые атаки с целью запутать противника. Однако, вычислить настоящую атаку все же можно: она будет очень хорошо скоординирована по времени, наверняка несколько волн 3-5 придут в одну секунду. Если имеет место захват, то приход атак из разных деревень в одну и ту же секунду практически 100% свидетельствует о реальности атаки. Но, есть свое «но». Если атакер заранее позаботился и очень грамотно проспамил деревни защищающегося по времени, то разобрать, где же команда захвата, а где же одинокая катапульта и таран, будет очень сложно. Но отбросим этот вариант и рассмотрим возможные варианты противодействия такого рода «паровозикам» из волн с войсками.

Идеальный вариант – массированная защита к приходу первой атаки, т.е. к приходу зачистки. Если удастся собрать приличное количество дефа, враг потеряет не только всю ударку, но и последующие за ней волны. Однако чаще всего такие атаки появляются неожиданно, поэтому собрать внушительный деф довольно проблематично. В этом случае необходимо «вклиниваться» между атакующими волнами, т.е. умело пропустить зачистку и подставиться под относительно беззащитные волны с катами и сенаторами. Это возможно сделать в том случае, если есть хотя бы 1-секундный зазор между приходом ударки и остальных волн, т.е., например, если ударка приходит в 13:55:54, а другие волны в 13:55:54 и -55, то последние волны можно «сбрить». Для этого необходимо выслать защитные войска с таким расчетом, чтобы они прибыли в обороняющуюся деревню в момент прихода ЗАЧИСТКИ, т.е. в 13:55:54 в нашем примере. Почему так? Дело в том, что первыми приходят всегда те войска, которые раньше вышли. Т.к. атакующая армия вышла со своей базы раньше, это значит, что ее атака произойдет до того, как прибудут защитные подразделения. Если же зазора нет, то подловить именно волны будет невозможно, поэтому следует либо собирать деф под ударку, либо жертвовать деревней и выводить все подразделения и ресурсы на момент атаки.

С противодействием волнам разобрались, но как же самому грамотно ими пользоваться? Для начала разберем сам процесс отправки войск. Лучше всего для этого пользоваться Интернет-браузером с поддержкой закладок (Firefox, Opera и др.).
Открываем закладки по количеству волн и вписываем туда состав войск. В первую волну, как правило, помещаем 90-95% всего оффа+тараны+каты для сноса резы или дворца. В остальные волны осадные орудия/сенаторы, обязательно с поддержкой (!). По одному разу прокликиваем кнопку «ОК», далее с помощью кнопки tab устанавливаем рамку на иконке «ОК» (во втором окне, т.е. после ее нажатия войска уйдут на цель). Как только подходит время отсылать атаку, как можно быстрее нажимаем 1+enter 1+enter 1+enter 1+enter 1+enter, т.е. прокручиваем закладки и одновременно клавишей enter отсылаем войска на цель. В данном примере в качестве браузера по умолчанию использовалась Opera, в других браузерах процесс выглядит так же, но отличаются сами hotkeys.
Можно использовать довольно опасный способ, именуемый «медленный Интернет+Internet Explorer». Суть его заключается в том, чтобы несколько раз успеть нажать на клавишу «ОК» и отправить войска в волнах за то время, что браузер обрабатывает 1 страничку. Т.е. вместо 1 атаки выйдет от двух до нескольких десятков (!) абсолютно идентичных атак. Однако это очень непредсказуемый метод, т.к. точное количество волн предсказать практически невозможно: все зависит от самого браузера и скорости соединения.

Напоследок рассмотрим самые распространенные способы борьбы с дефом при помощи волн.
Во-первых, необходимо мощно заспамить деревни жертвы, причем желательно, чтобы в одно и то же время сразу на нескольких деревень пришли абсолютно идентичные по количеству волн и промежутку между волнами атаки. Среди них будет только одна настоящая, поэтому шанс встретить деф уменьшается в n раз, где n – количество тайминг-спамов.
Во-вторых, можно использовать обманные волны, т.е. в первых 2-3 волнах пустить по 1 кате, а саму зачистку пустить на 1 сек позже. Защищающемуся будет казаться, что ударка идет первой, а между второй и третьей волнами есть зазор, куда и следует вклиниться. Тут его и ждет сюрприз в виде самой ударки. Немногочисленный деф будет сметен и остальные волны будут в относительной безопасности.